Кто такой консультант по лактации?
В ежедневной практике помощи кормящим мамам мы сталкиваемся с тем, что они не всегда хорошо представляют себе, с кем имеют дело. Хотелось бы рассказать о том, что это за профессия — консультант по грудному вскармливанию, как и почему женщины становятся консультантами, чем конкретно они могут помочь матерям.
Во многих странах мира консультант по лактации — профессиональная деятельность, подтвержденная сдачей экзаменов и международным сертификатом. Такие специалисты работают в штате родильных домов, в их обязанности входит посещать женщин и на дому. В России же консультант по грудному вскармливанию — общественная профессия, корни которой лежат в материнских группах поддержки.
Нередко мы слышим от мам, бабушек и особенно от врачей такой вопрос: «Как, у вас нет медицинского образования? Как же вы можете работать?» В нашем обществе стало привычным, что кормление детей — прерогатива медиков. А ведь мы не обращаемся к гастроэнтерологу, чтобы составить рацион для здорового взрослого человека. Врачи лечат больных, задача консультанта по лактации — не вылечить ребенка от какой-то болезни, а помочь ему остаться здоровым, наладив естественное вскармливание. Кормление грудью — не медицинский вопрос, а традиционное женское искусство, (увы, во многом утраченное) на помощь которому приходят материнский инстинкт и интуиция. И наиболее эффективный способ обучиться этому искусству — перенять опыт непосредственно у другой успешно кормившей матери.
Именно поэтому самое первое условие для консультанта по грудному вскармливанию — иметь собственный опыт кормления не меньше года, а лучше полутора. Но, конечно, свой опыт — это только свой опыт, на его основе нельзя давать универсальные советы и делать обобщающие выводы. Поэтому каждый консультант проходит специальное теоретическое обучение в области грудного вскармливания и практику на послеродовых отделениях родильных домов. Поскольку вопросы кормления грудью сейчас активно исследуются в мире, консультанты постоянно продолжают учиться, осваивая новую информацию, осмысливая коллективный опыт коллег по консультантскому цеху. Для того, чтобы помочь друг другу и как можно большему количеству кормящих мам, консультанты стран бывшего СССР объединились в Международную Ассоциацию консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ), председателем которой стала Лилия Казакова, врач-педиатр, сотрудник Центра по охране, поддержке и поощрению грудного вскармливания при Минздраве РФ.
Чем конкретно может помочь консультант кормящей маме?
Консультант рассматривает всю организацию кормления, ее соответствие потребностям и особенностям конкретного ребенка. Ведь каждый младенец уникален и не может быть единых «норм», в которые должны вписываться все дети по частоте кормлений, длительности сосания, набору веса и т.д. Консультант видит ситуацию со стороны и сравнивает ее с множеством других пар «мама-малыш», которые встречались в его работе, и может заметить какие-то вещи, не очевидные для самой мамы.
Консультант обязательно смотрит, насколько правильно ребенок захватывает грудь и эффективно высасывает молоко (особенно, если проблема, с которой обратилась мама, связана с болезненностью или трещинами сосков, либо с недостаточным набором веса). Маме учится прикладывать ребенка к груди так, чтобы он сосал эффективно и не доставлял ей неприятных ощущений.
Если консультация связана с лактостазом, основная задача консультанта — проверить характер образовавшихся в груди уплотнений и показать маме, из каких положений ребенок наиболее быстро рассосет их, а также дать рекомендации по дальнейшим самостоятельным действиям. Мама вместе с консультантом вырабатывает такую стратегию кормления, которая снизит риск повторного возникновения застоев.
Если консультация связана с предполагаемым недостатком молока или с переходом от смешанного вскармливания к исключительно грудному, консультант опять-таки оценит качество прикладывания ребенка к груди, посмотрит, как у мамы выделяется молоко, обсудит с мамой все способы повышения лактации и режимные моменты, предложит индивидуальную схему для отказа от докорма.
Наряду с основным поводом визита, мамы обычно задают консультантам десятки вопросов по сопутствующим темам, детскому здоровью и уходу за ребенком, и маме часто удается разрешить многие свои сомнения и получить массу полезной информации.
После визита общение мамы и консультанта происходит по телефону (кроме редких случаев, когда требуется контроль за правильным прикладыванием к груди.) Если что-то не получается, возникают новые вопросы, мама в любой момент может позвонить консультанту и разобраться в ситуации.
Важно понимать: чтобы исправить любую ошибку в организации кормления, часто надо переучиваться и маме, и ребенку. На это требуется время. Как правило, устойчивое изменение привычек ребенка наступает не раньше чем через 2 недели (при настойчивости и терпении мамы). Поэтому консультация — это часто только первый шаг к изменению ситуации. И, конечно, этот путь никто не сможет пройти за маму, так что успех грудного вскармливания всецело в ее руках.
Анастасия Ставрович,
консультант по грудному вскармливанию