Азбука прикорма, часть 1 — «Когда?»
(опубликовано в газете «Наша семья» № 3 за 2006 г.)
Едва только молодая мама успевает наладить грудное вскармливание и начать получать от него удовольствие, как перед ней встает вопрос — а не пора ли прикармливать малыша. Когда и как знакомить ребенка с твердой пищей? Вводить сок по каплям или давать кашу из бутылочки? Что полезнее — каша или овощи? Может, подождать до первого зуба? А вдруг малышу уже не хватает питательных веществ из молока? Вопросов (особенно у мамы первенца) обычно больше, чем ответов. Мы решили ответить на наиболее часто задаваемые вопросы по практике прикорма в ближайших выпусках газеты «Наша семья».
Первое, что волнует родителей — когда начинать?
Не существует единого для всех определенного срока готовности к прикорму. Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, к которым присоединяется и РАМН, исключительно грудное вскармливание должно продолжаться не менее чем до 6-ти месяцев. В первом полугодии жизни грудное молоко полностью удовлетворяет все потребности малыша в питательных веществах, витаминах и минералах. Он не нуждается в допаивании водой (детским чаем) или какой-либо твердой пище. Вообще, грудное молоко составляет основную пищу ребенка первого года жизни, а основная цель введения прикорма — постепенно познакомить малыша со «взрослым» столом, поддержать у него пищевой интерес, научить его жевать и подготовить к энергетически значимым количествам твердой пищи.
Решая вопрос «пора или не пора», мама должна в первую очередь ориентироваться не на абстрактные возрастные рекомендации, а на готовность своего конкретного ребенка к новому виду пищи. Разные дети «выдают» признаки готовности в разном возрасте, в среднем от 5 до 9 месяцев. Как оценить степень этой готовности? Общими являются следующие моменты:
— ребенок удвоил вес при рождении;
— он с аппетитом высасывает молоко из двух грудей и явно хочет еще;
— малыш умеет сидеть сам и может отвернуть голову, если ему не нравится содержимое ложки;
— ушел выталкивающий рефлекс языка (если ребенку дать еду или питье с ложки, он не подавится, не вытолкнет ее языком, а сможет проглотить);
— ребенок может держать в руке предметы и целенаправленно доносить их до своего рта;
— у малыша появился первый зуб (сама природа сигнализирует о том, что пора положить что-то «на зубок»);
— и, наконец, самый важный момент: малыш проявляет активный пищевой интерес. Он с жадностью следит за ложкой, которую мама отправляет себе в рот; сидя у взрослого на коленях, пытается залезть в его тарелку; с удовольствием отгрызает или «отмусоливает» кусочки от предложенной сушки, куска хлеба, морковки; набрасывается на ложку с едой или настойчиво требует дать кусок ему в руку.
Если у ребенка присутствует только один-два признака (например, удвоил вес при рождении и умеет сидеть), этого недостаточно, чтобы начинать знакомиться с твердой пищей. Дождитесь появления большинства из перечисленных признаков, и тогда с уверенностью начинайте.
У многих мам возникает вопрос: а что, если ребенок всем своим видом демонстрирует желание забраться в тарелку к маме, например, в 4,5 месяца? Либо, как другая крайность, в 8-9 месяцев продолжает игнорировать все попытки предложить ему что-либо другое, кроме маминой груди?
Если речь идет о детках первого полугодия жизни, то, при всем интересе ребенка, не рекомендуется начинать прикорм раньше 5 месяцев (для детей на полном грудном вскармливании). Ферментативная система и желудочно-кишечный тракт ребенка трех-четырех месяцев еще не готовы к перевариванию чего-либо, кроме грудного молока или адаптированной смеси. Если ребенок очень рано (в 4-4,5 мес.) начал интересоваться взрослой пищей, скорее всего, ему просто нравится следить за взрослым, хочется подражать его действиям, а возможно, его привлекает посуда (обычно особенным успехом пользуются ложки).
Если же ребенок второго полугодия отказывается от прикорма, для этого, как правило, есть свои причины. Опыт показывает, что дети с аллергической настроенностью, атопическим дерматитом, дисбактериозами могут позже проявить интерес к взрослой пище, на несколько месяцев позже, чем их сверстники, начать есть энергетически значимые порции прикорма. Таких детей, безусловно, не надо уговаривать, развлекать и отвлекать во время еды, стремясь скормить им «нормальную» порцию. Их более уязвимый организм сам защищает себя от больших количеств твердой пищи, с которыми просто не может справиться.
Таким образом, начиная прикармливать своего грудничка, в первую очередь внимательно приглядитесь к малышу: насколько он готов перейти на этот новый этап своего развития. Помните, что необоснованно ранний ввод прикорма опасен для формирующейся системы пищеварения ребенка, чреват отсроченными последствиями, которые могут проявиться, начиная с подросткового возраста. Не торопитесь, и вашей наградой будет здоровое непривередливое чадо с отменным аппетитом!
О практике введения прикорма и очередности продуктов, об особенностях кормления детей-аллергиков и возможных ошибках родителей читайте в следующих выпусках газеты «Наша семья».
Анастасия Ставрович,
консультант по грудному вскармливанию